Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

В МБДОУ № 17  функционируют группы общеразвивающей (1) и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (3). 

В МБДОУ №17 созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. 

Для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №17 созданы следующие условия:

  • обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
  • в ДОО действует психолого- педагогический консилиум с целью психологопедагогического консультирования родителей и педагогов.
  • заключён договор о взаимодействии с муниципальным бюджетным
    образовательным учреждением «Центром диагностики и консультирования», специалисты которого оказывают помощь педагогам и родителям.
  • создан условия, обеспечивающие полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций становление личности ребенка
  • проводится коррекционная работа учителей-логопедов, педагога-психолога.
    Нормативно-правовое обеспечение:
  • Положение о ППк

  • Договор о сотрудничестве с МБОУ «ЦДиК»

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

о наличии оборудованных учебных кабинетов

Предметно-пространственная среда детского сада включает:
3 групповых помещения:
В состав группового помещения входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая — игровая (для проведения игр, ООД, ситуаций образовательного характера и приема пищи), туалетная (совмещенная с умывальной).
Групповые помещения оборудованы современной мебелью и игровым оборудованием.
Расположение мебели и игрового оборудования отвечает санитарно гигиеническим нормам, технике безопасности и принципам психологического комфорта.

В групповых помещениях созданы центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность:

  • центр двигательной активности — ориентирован на организацию подвижных игр;
  • центр безопасности — позволяет организовывать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности;
  • центр игры — содержит оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители;
  • центр конструирования  — содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей;
  • центр логики и математики — содержит  разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций;
  • центр экспериментирования — ориентирован на организацию наблюдения и труда, содержит игровое оборудование, демонстрационный материал и дидактические пособия, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности;
  • центр познания и коммуникации детей — оснащение обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками;
  • книжный уголок — содержит художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей;
  • центр театрализации и музицирования — содержит оборудование которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей;
  • центр уединения — предназначен для снятия психоэмоционального напряжения восптанников;
  • центр коррекции — предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений;
  • центр творчества детей — предназначен для реализации продуктивной деятельности детей.

3 кабинета учителей – логопедов:

Оборудование кабинетов учителей-логопедов включают: настенные зеркала, индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми,  детские столы и стулья, стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы, логопедические зонды и шпатели, магнитную доску.
Кабинеты оснащены дидактическими и учебнымы материаломи, которые обеспечивают проведение эффективной логопедической работы.

Пространство  визуально разделено на следующие центры:

  • коррекции звукопроизношения -логопедические зонды на каждого ребенка, ватные диски, спирт, шпатели, ватные палочки, салфетки, картинки для правильной артикуляции;
  • развития фонематических процессов — звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие шары и волчки). Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями —горохом, фасолью, пшеном и т. п.) и т.д.;
  • развития речевого дыхания — соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки-гудки, легкие игрушки, султанчики, свечки, мыльные пузыри, перышки, шарики, игра «футбол»;
  • развития мелкой моторики — разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, сухой бассейн, чётки, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения;
  • обучения грамоте «Речевечок» — игры и пособия для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности, настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п.;
  • развития связной речи — сюжетные картинки, а также серии картин, алгоритмы для составления рассказов, настольные театры и т.д.; 
  • развития лексико-грамматических
    категорий — картинный материал, подборки игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр, дидактические игры по лексическим темам: лото, домино, картотеки домашних заданий и т.д.;
  • формирования ВПФ (высших психических функций) — пособия, логические домики, предметные лото, геометрические лото, пирамиды, развивающие игры на внимание и т.д.

Оснащение групп и кабинетов узких специалистов соответствует возрастным особенностям воспитанников, требованиям образовательной программы МБДОУ и ФГОС ДО, воспитывающему характеру обучения детей в МБДОУ №17, требованиям безопасности и надежности.

Методический кабинет:

Оборудован всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками:

  • нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • современные программы и технологии дошкольного образования;
  • методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;
  • обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;
  • библиотека.

Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи специально оборудованных кабинетов не требуется.

Созданные в МБДОУ № 17 ​условия приемлемы для комфортного пребывания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

о наличии оборудованных объектов для проведения практических занятий

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:

— групповые помещения ДОУ — для проведения  образовательной деятельности (занятий), организации индивидуальной работы с воспитанниками,  проведения музыкальных и физкультурных занятий; утренних гимнастик, праздников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп; просмотр и показ различных спектаклей, игр — драматизаций;  для проведения двигательной активности; спортивных соревнований, досуговой деятельности и т.п.

— кабинеты учителей — логопедов —  для проведения  коррекционной образовательной деятельности (занятий), организации индивидуальной работы с обучающимися с ТНР.

— на территории ДОУ — иговые площадки, спортивная площадка для проведения двигательной активности, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений и досуговой деятельности.

Объекты для проведения практических занятий доступны для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для детей с ТНР. 

Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи специально оборудованных объектов для проведения практических занятий —  не требуется.

о наличии оборудованных библиотек

Библиотека в МБДОУ №17 располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя: книги для воспитателя (методическая и справочная литература); демонстрационный материал, дидактические пособия; книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей, книги совместного пользования. Библиотеки детской познавательной, художественной литературы располагаются в центрах речевой активности каждой возрастной группы. 

Библиотека доступна для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для детей с ТНР. 

о наличии оборудованных объектов спорта

В МБДОУ №17 спортивный зал отсутствует, однако в группах и на игровых площадках созданы все условия для приобретения ребенком двигательной опыта в различных видах деятельности детей, развития психофизических качеств, координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирования опорно-двигательного аппарата, развития равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладения основными движениями; обучения общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр

Наполняемость РППС по физическому развитию: балансиры разного типа, наборы бадминтон, ворота для мини-футбола, гимнастические палки пластмассовые, гимнастические коврики, дорожки «Здоровья», дуги большие и малые, канаты. кольца гимнастические, кольцебросы, комплекты гантелей, ленты гимнастические, летающие тарелки, лук со стрелами-присосками, массажные коврики, мешочки для метания, мячи, наборы кеглей,  обручи разного диаметра, скакалки, султанчики, флажки разноцветные)
На игровых площадках установлены секции с гимнастической лестницей, секции с набором элементов для игр с мячом, ворота для подлезания, дорожки балансировочные, дорожки здоровья.

Все спортивные объекты предназначенны для детей дошкольного возраста, в т.ч. для  детей с ТНР.

Созданные в МБДОУ № 17 ​условия приемлемы для комфортного пребывания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Паспорт спортивной и игровых площадок

о наличии оборудованных средствах обучения и воспитания

В МБДОУ № 17 имеются следующие средства обучения:

  • печатные (методические и учебные пособия, детская художественная, познавательная литература, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и демонстрационный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы, мультимедиа ресурсы, сетевые образовательные ресурсы, CD – диски, дидактические пособия, наглядный демонстрационный и раздаточный материал;
  • аудиовизуальные (слайды, ММ – презентации, видеоролики);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные панно, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
  • спортивные снаряды, оборудование.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, общение со взрослым и сверстниками, речевая, познавательно-исследовательская и экспериментирование, изобразительная деятельность, и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка, двигательная, элементарная трудовая, музыкальная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Все средства обучения и воспитания предназначенны для детей дошкольного возраста, в т.ч. для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же для детей с ТНР. 

о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

МБДОУ №17 подключен к сети Интернет (ПАО «Ростелеком»), установлена локальная сеть у заведующего, старшего воспитателя, имеется интернет — сайт ДОУ (https://mbdou17-arm.ru), организована работа электронной почты ДОУ.
Технология подключения — xDSL. Количество мест подключенных к СМЭВ (локальная сеть) — 2. Скорость доступа к сети Интернет — 10 Мбит/с.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

В соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившим в силу с 01 сентября 2012г., доступ обучающихся МБДОУ №17, в т.ч.  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья  к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям не предусмотрен.  

об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся МБДОУ №17, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается. 

о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В МБДОУ №17 общежитие и интернат отсутствует.

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи создание особых условий для беспрепятственного доступа в здание —  не требуется.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы приемлемые условия доступа на территорию и в здание МБДОУ № 17:

  • имеется возможность беспрепятственного входа и выхода на территорию ДОО: вход и выход осуществляется с центрального входа. Справа от входа, на здании размещена вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, выполненная на контрастном фоне, а так же кнопка вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников ДОО;
  • вход  в здание инвалидов в коляске  осуществляется через медицинский кабинет, по пандусу (в виде двух рельсов), в сопровождении сотрудника ДОО с целью оказания необходимой технической помощи;
  • при входе в здание, на ступеньках  обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом) для слабовидящих людей.
  • возможность самостоятельного передвижения, в том числе с помощью сотрудников ДОУ по территории ДОУ;
  • возможность оказания помощи инвалидам для получения информации о правилах предоставления услуги;
  • возможность предоставления  кресла-коляски.

Информация о наличии комфортных условий в МБДОУ №17

о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрено.

Положение о материально-техническом обеспечении  (ЭД)