|
Львова-Белова Мария АлексеевнаУполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка |
Ковалёва Татьяна ФедоровнаУполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае Порядок приема граждан |
Взрослым о правах ребенка
Кого считать ребенком?
В соответствии со ст. 54, п. 1 Семейного кодекса РФ
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
Право ребенка жить и воспитываться в семье
Данное право является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за
исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими
родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Право ребенка на защиту
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Обращаем внимание, что защита прав несовершеннолетних детей и законных интересов детей осуществляется
родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и
обязанности, в том числе право на защиту.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию,
образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В случаях, предусмотренных статьями 59 (изменение имени и (или) фамилии ребенка), 72 (восстановление родителей в родительских правах), 132 (усыновление), 134 (изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка), 136 (запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка), 143 (изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления), 145 (назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет) Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами
субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия по фамилии
матери.
В соответствии со статьей 59 Семейного кодекса РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из
интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в
зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе
разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Имущественные права ребенка
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только следующие сделки: мелкие бытовые сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи, например, покупка школьных принадлежностей; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не нуждающиеся в нотариальном удостоверении либо государственной регистрации, например, принятие в дар игрушек, предметов одежды; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, а
именно, дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды.
Все остальные сделки за малолетних детей совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно:
Совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые разрешены малолетним детям;
Распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
Осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения
или иного результата своей интеллектуальной деятельности;
В соответствии с законодательством РФ вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими;
Быть членом кооператива (по достижении шестнадцати лет).
Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей. В случае
нарушения этого требования сделка, совершенная несовершеннолетним, может быть признана недействительной в судебном порядке по иску родителей (усыновителей) или попечителя.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении
распоряжения имуществом подопечного.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка.
Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию
В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским
законодательством.
Следует обратить особое внимание на то, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право несовершеннолетнего ребенка на жилье.
Однако, жилье (проще говоря квартирный вопрос) его наличие либо отсутствие в той или иной мере затрагивает большинство российских семей. В настоящее время большинством семей ипотека рассматривается в качестве основного способа приобретения жилья (улучшения
жилищных условий).
Данное право вносит свои коррективы (ограничения) на получение ипотечного кредита так как ипотека и дети крепко взаимосвязаны. А именно ипотека невозможна в том случае если собственником (сособственником) является несовершеннолетний ребенок. Банк, который выдает ипотечный кредит, не принимает в залог недвижимость, которая принадлежит
несовершеннолетним детям.
Но это не говорит о том, что ипотека невозможна вообще, например, могут предложить продать имеющееся жилье и приобрести новое жилье. При этом, необходимо получить
разрешение органов опеки и попечительства чтобы ребенок не утратил свою собственность безвозвратно.
Документы, регулирующие права ребёнка
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 27 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ Глава 11 «Права несовершеннолетних детей»
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Постановление ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка»
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) утверждены резлюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10/33 от 10 декабря 1985года
Памятка для родителей «Нет! Жестокому обращению с детьми!»
В последнее время участились случаи жестокого обращения с детьми, и особенно со стороны родителей. Многие родители или лица, их заменяющие, ударив ребенка, определяют свой поступок как один из способов воспитания. Однако по закону такой поступок уже считается противоправным, и взрослый человек может понести
серьезное наказание.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)
право ребенка на защиту и получение помощи от органа опеки и
попечительства, обязанного принять меры по защите ребенка (ст. 56)
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с
ними в семье (ст. 69)
немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и
здоровью (ст. 77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребенка (ст. 56) ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребенка «самого-самого».
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?» или «Я в твои годы на турнике 20 раз подтягивался, а ты тюфяк-тюфяком». Зато ваш ребенок клеит бумажные кораблики, разбирается в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2.Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке» происходит в присутствии вашего ребенка, найдите, за что можно похвалить и его.
3.Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…» Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж, и это – самая несчастная и неэффективная из всех попыток устыдить. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я не просил меня рожать».
4.Не ругайте ребенка прилюдно.
Если действительно возникает ситуация, вгоняющая вас в краску (ребенок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести малыша с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут пристыдить ребенка вполне уместно. Главное не забывать, что у всего должна быть мера.
Если вы будете соблюдать эти нехитрые рекомендации, возможно, у вас получится наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни – вашим ребенком!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Жестокое обращение с детьми’
Самым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка.
Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, ―чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания‖ (п. ―а‖ ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина ―жестокое обращение с детьми‖. Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но
содержание самого понятия не расшифровывалось.
Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: ―Жестокое обращение с детьми — действия
(или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка‖.
Формы жестокого обращения
Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.
Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.
Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании,
присмотре.
Признаки жестокого обращения с детьми
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
Ответственность за жестокое обращение с детьми Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.
2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.
Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.
3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.
Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и
неправильного».
Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам).
Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).
5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо.
Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.
Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их «ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи». Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.
8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.
Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.
9. Физическое насилие в любом виде пугает
Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае — это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?
Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
10. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».
К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже — с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.
Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание,пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится.
Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам. Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на
то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах — анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.
Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшимродителем своему ребенку.
Профилактика « Жестокого обращения с детьми»
Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…
Желание наказать есть желание мести».
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме: «О проблеме жестокого обращения с детьми». Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением, которое сейчас так часто обсуждается по телевидению и др. средствам массовой информации. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Каждый год тысячи детей погибают от рук
своих родителей
Вроде бы жизнь в нашей стране меняется, мы можем наблюдать этот прогресс во многих областях, но как показывает практика не во всех. В области воспитания детей многие родители продолжают жить устаревшими нормами. В большой части нашего общества телесное наказание ребенка воспринимается как нечто нормальное и ошибочно считается методом дисциплинарного воздействия на ребенка. При этом если взрослый человек ударил другого взрослого, это рассматривается как насилие и агрессия, а
если родитель ударил своего ребенка, в большинстве случаев это считается «воспитательным» процессом.
В обоих случаях происходит аналогичное действие-удар, ведущее к аналогичному результату: боли или физической травме, а также к сильному психическому страданию. Почему существует это различие в толковании удара взрослого человека, нанесенного другому взрослому, и удара взрослого человека, нанесенного ребенку?
Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает родителей воспитывать своих детей методами телесного наказания, как такой стиль воспитания отражается на детском теле и психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.
Почему родители бьют своих детей?
1. Так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей.
Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.
2. Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.
3. Ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».
4. Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.
5. Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.
Последствия телесного наказания.
Обычно, телесное наказание сопровождается другими формами агрессивного поведения: запугиванием, угрозами, словесными оскорблениями, отвержением, и т.д. Все эти формы поведения усиливают страдания ребенка, а особенно сильные страдания он испытывает от эмоциональной агрессии (оскорбления).
Физическое наказание может привести к потере здоровья, в той или иной степени вплоть до летального исхода.
Скрытые последствия телесного наказания со стороны родителей (психологические последствия).
Иногда, опасаясь физического наказания от взрослого, ребенок отказывается от поведения, за которое был наказан.
Казалась бы, телесное наказание достигло свей цели. Отнюдь! Телесное наказание, на самом деле, сильно повлияло на индивидуальность ребенка.
После телесного наказания ребенок чувствует себя:
униженным;
оскорбленным;
беспомощным;
бесправным;
нелюбимым своими родителями;
лишенным поддержки;
нежеланным.
Ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослого:
становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы
поведения;
снижаются его способности в обучении (низкая школьная успеваемость);
Отношения ребенка, подвергающегося жестокому обращению, с другими
людьми:
он не доверяет окружающим его людям;
сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми;
склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям;
отказывается от взаимодействия;
склонен к самоизолированию.
Ребенок, подвергающийся жестокому обращению, став взрослым, зачастую также склонен к насильственному поведению. Как известно жестокость родителей порождает жестокость детей.
Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:
— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10
вздохов.
— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.
— Принять душ.
— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-
нибудь приятном месте.
Суровые наказания и жестокость в отношении детей оправдать нельзя.
Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
Никакой ―профилактики‖, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребѐнком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Нельзя унижать ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.
8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребѐнка забитым; освобождает от угрызения совести;
впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создаетморального циника.
9. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребѐнком, как наказание.
11. Внимание! Ребнка ни в коем случае нельзя наказывать:
— когда он болеет;
— перед сном и сразу после сна;
— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
— во время игры;
— непосредственно после душевной или физической травмы;
— когда ребѐнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение, Он становится неискренним, лживым, угрюмым и скрытным. Так в отношения детей и
родителей приходит отчужденность.
Чем же можно заменить наказание?
— Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
— Объяснением. Объясните ребѐнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
— Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
— Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.
Помните, что существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию, например:
— лишение развлечения,
— отстранение от какой-либо деятельности,
— естественные последствия: «насорил – убери», «забрызгал – вытри»,
— лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.
А еще не забывайте, что очень действенным методом воспитания является поощрение. Это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Вот несколько несложных правил, усвоив которые, вы сможете избежать многих ошибок.
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь ребѐнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте ребѐнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению, но не его личности. Внимая бесконечным восклицаниям «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребѐнку подарки, но при этом учите его их принимать. Учите ребѐнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
6. Для поощрения ребѐнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты, дружественные шаржи и т. п.
7. Если вашему ребѐнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
8. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то его активность превратится в «зарабатывание денег».
9. Позволяйте своему ребѐнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребѐнком, и вами.
10. Если в вашей семье несколько детей, следите, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
11. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребѐнка больше, чем самый дорогой подарок! А раны, унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Научиться слышать и слушать ЧЕЛОВЕКА, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся ли ему создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать и своих детей методами насилия и жестокого обращения.
Дети, выросшие в атмосфере тепла и поддержки, воспроизведут эту атмосферу в своих собственных семьях. А создать такую атмосферу в семье могут только взрослые!
Консультация для родителей. ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
Ребенок — это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.
Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ним.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку иногда могут быть вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Чем же страшно наказание ребенка — наказание ремнем и воспитание шантажом? Знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и
психологическое наказание на ребенка, на его будущую жизнь? Давайте разберемся, почему нельзя наказывать ребенка, даже если очень хочется и кажется, что других методов воспитания уже не осталось? Физическое наказание ребенка, телесное наказание ремнем, лозиной и т.д. — так называемое порка — это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребенка не физическое, а психологическое.
Чего хотят родители, наказывая своего якобы любимого, ребенка настолько жестокими методами — ремнем, лозиной, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю / подарю / дам возможность тебе сделать то»? Родители, физически и психологически издеваясь над ребенком (будем честны хотя бы сами с собой, что наказывая
ребенка, мы его смиряем), как это ни парадоксально, занимаются «воспитанием». Шаг вправо, шаг влево — расстрел, а вернее, телесное наказание, объединенное с ужасным моральным унижением ребенка, который чувствует себя оплеванным и уничтоженным собственными родителями, или еще более изощренная форма наказания — психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют (да-да, именно шантажируют) ребенка своей любовью, вниманием, заботой и
лаской.
В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и
эксплуатацию.
Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; наших родителей били ремнем и резкой наши деды, наши отцы били нас, а мы будем лупить своих детей, наши дети — наших внуков, внуки — правнуков. родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Получается, это порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, соединенного с физическим и / или психологическим наказанием детей, умноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, подаренный современным сумасшедшим образом
жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:
* Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его.
Выслушайте проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою
значимость и человеческое достоинство.
* Принимайте решение совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
* Требуя чего-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
* Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
* Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
* Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
* Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его? Пусть основным методом воспитания будет ненасилие! Конечно — дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний.
Признаки жестокого обращения и насилия
· Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
· Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
· Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.
· У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
· Ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны.
· Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления моче -половых органов.
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
· У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
· Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.
· Ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
· Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
· Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
· У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
ПАМЯТКА О физическом наказании.
Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!
Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
- Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.